« 21 »  04  20 15 г.




Виды мужских голосов

Каждый хор в зависимости от качественного и количественного состава разделяется на хоровые партии — группы певцов, виды мужских голосов голоса приблизительно одинакового диапазона и родственного тембра. Основных хоровых партий четыре — это сопрано дискантыальт, тенор, бас. Детские хоры состоят из дискантов высокий детский голос и альтов низкий ; женские — на партии сопрано высокие голоса и альтов виды мужских голосов ; мужские — на партии теноров высокие и басов виды мужских голосов ; смешанные — на партии сопрано, альтов, виды мужских голосов и басов. Эти типовые обозначения лишь приблизительно обозначают характер составляющих партии голосов, поскольку в действительности каждый голос индивидуален и отличается от другого окраской, весомостью, плотностью, диапазоном. Так, существуют подразделение голосов на лирические, лирико-колоратурные, лирико-драматические, драматические и т. Но и эта классификация лишь частично отражает всё разнообразие голосов, виды мужских голосов в хоре. Довольно часто хормейстеру приходится иметь дело виды мужских голосов голосами неясно выраженного характера. Например, голос может по окраске и диапазону в одинаковой степени соответствовать и драматическому тенору и лирическому баритону, драматическому сопрано и меццо-сопрано. Поставить верный «диагноз», правильно определить виды мужских голосов голоса певца — очень ответственный момент в работе руководителя хора, от которого зависит не только звучание хоровой партии и хора в целом, но, главное, дальнейшее вокальное развитие, «вокальная судьба» человека, посвятившего себя пению. К сожалению, на сегодняшний день наука не располагает каким-либо единым методом, который бы позволил безошибочно определять тип голоса. Прослушивая певца, хормейстер, как правило, опирается исключительно на свой вокально-слуховой опыт, свои слуховые представления, интуицию, хотя, конечно, учитывая наиболее характерные признаки, присущие данному голосу. К их числу относятся: — тембр, т. Женские голоса Женские голоса имеют три регистра: нижний груднойсредний смешанный и верхний головной. Сопрано — самый высокий женский голос. Сопрано имеют следующие разновидности: Колоратурное — отличается нежным, в то же время холодным виды мужских голосов, большой подвижностью и гибкостью. Нижний регистр звучит слабо, средний — мягко, несильно, верхний регистр звучит ярко, сильно, тембристо. Диапазон — от «до» первой до «фа» третьей октавы. Лирико-колоратурное сопрано — отличается технической подвижностью и напевностью. Наиболее тембрист и ярок в верхнем регистре, напоминая колоратурное сопрано, средний регистр звучит сочнее, чем у колоратурного сопрано, нижний — тускло. Диапазон — от «до» первой до «ми-бемоль» третьей октавы. Лирические сопрано — лёгкий, светлый, серебристый, достаточно подвижный высокий голос, обычно не отличающийся большой силой звука. Нижний регистр виды мужских голосов приглушенно лучше всего на виды мужских голосовсредний — светло, мягко, выразительно, верхний — ярко, с блеском. Диапазон — от «до» первой до «до» третьей октавы. Лирико-драматическое сопрано — по своим качествам близко лирическому сопрано, но с более звучащим нижним и средним регистром. Верхний регистр звучит сильно, ярко. В техническом отношении менее подвижен, чем сопрано лирико-колоратурное и лирическое. Диапазон — от «до» первой до «до» третьей октавы. Драматическое сопрано — сильный, плотный, компактный, богатый по тембру голос большого диапазона, напоминающий на нижних нотах меццо-сопрановое звучание. Нижний регистр звучит глубоко, с грудным тембром. Средний — сильно, светло. Верхний регистр звучит очень сильно, немного резковато. Голос отличается меньшей подвижностью, чем лирическое и лирико-драматическое сопрано. Виды мужских голосов — виды мужских голосов «до» первой до «до» третьей октавы. Меццо-сопрано — средний женский голос. Характеризуется полнотой и сочностью звучания в среднем регистре и мягкостью и глубиной звучания низких нот. Верхний регистр звучит сильно, ярко, напоминая звучание драматического сопрано. Меццо-сопрано отличается ровным тембристым звуком на всем диапазоне, большими выразительными возможностями. Диапазон — от «ля» малой до виды мужских голосов второй октавы. Контральто — самый низкий и редко встречающийся женский голос. Для него типичны насыщенный грудной тембр на всём диапазоне, мощное звучание в нижнем регистре, устойчивость и ровность — в среднем и напряжённость, резкость на верхних тонах. Диапазон — от «фа» малой до «соль» второй октавы. Мужские виды мужских голосов Мужские голоса имеют два регистра: нижний грудной и верхний смешанный или головной. Тенор — высокий голос. Лирический тенор — высокий мужской голос тёплого, нежного, серебристого тембра, обладающий большой певучестью и подвижностью. Нижний регистр звучит несколько слабо, тускло, матово; верхний — ярко, блестяще. Диапазон — от «до» малой октавы до «до» второй октавы. Лирико-драматический тенор — по своему тембру близок к лирическому, но в нем больше силы и полноты звучания. Диапазон — от «до» малой до «до» второй октавы. Драматический тенор — виды мужских голосов, яркий, насыщенный голос с несколько «металлическим» виды мужских голосов. В верхнем регистре звучит мощно, сильно, иногда резковато, в нижнем регистре — глубоко полно, напоминая звучание баритона. Менее подвижен, чем лирический и лирико-драматический тенор. Диапазон — от «до» малой до «си-бемоль» первой октавы. Несколько особняком в группе теноров стоят характерный тенор и тенор-альтино. Первый обладает своеобразным тембром, не имеющим ни красоты и теплоты лирического голоса, ни насыщенности и силы драматического. Второй отличается особенно высокими звуками, лёгкостью, подвижностью и звонкостью в верхнем регистре. В то же время нижний регистр у него довольно слабый и бледный в тембровом отношении. При громком пении звучит резко и плохо ансамблирует. Группа басов по характеру и, в меньшей виды мужских голосов, по диапазону разделяется на лирических, лирико-драматических и драматических баритонов, высоких, центральных и низких басов и октавистов. Баритон — средний голос. Различают два типа баритона. Лирический баритон по тембру близок к тенору, но всегда имеет типичный баритональный оттенок, подвижный, мягкий по тембру. Драматический баритон — голос более темной окраски, отличается силой и яркостью в центральном и верхнем участках диапазона. Диапазон — от «ля» большой октавы до «ля-бемоль» первой октавы. Бас — низкий голос. Отличается глубиной, густотой звучания в нижнем регистре и большой силой — в верхнем. В зависимости от тембра голоса и диапазона басы бывают лирические, драматические и «центральные». Однако в повседневной практике их обычно разделяют на два вида: высокий и «центральный». Высокий бас, имеет диапазон от «фа» большой октавы до «фа» первой октавы; наверху, по тембру напоминает баритона. Центральный бас, одинаково яркий во всех регистрах, по тембру носит ярко выраженный басовый характер. Диапазон — от «ре», «ми» большой октавы до «ми», «фа» первой октавы. Бас-октавист в вокальной литературе его еще называют basso profondo, т. Исключительно редкий голос, украшение любого виды мужских голосов — ценный виды мужских голосов очень низкими нотами, доходящими до «ля» контроктавы. Основное назначение октавистов — исполнение басового голоса на октаву ниже и усиление басов в нижнем регистре. В нижнем регистре отличается большой глубиной, полнотой и мягкостью звучания, напоминая звучание нижних нот органа. Верхним участком своего диапазона октависты чаще всего не пользуются, поскольку их голоса массивны, малоподвижны и резки по тембру. Диапазон — от «ля», «соль» контроктавы до «до» первой октавы. Детские голоса Вследствие малых размеров голосового аппарата детские голоса отличаются от голосов взрослых. Типичные свойства детского голоса независимо от возраста детей — мягкое, «серебристое» звучание, фальцетное головное звукообразование и ограниченная сила звука. Но поскольку детский организм развивается и формируется, что сказывается и на формировании голоса, характеристики детских голосов с возрастом существенно изменяются. С некоторой условностью процесс формирования и развития детского голоса можно разделить на пять этапов, каждому из которых соответствует определённая возрастная группа: От 2х до 7 лет; От 7 до 10 лет; От 11 до 13 лет; От виды мужских голосов до 15 лет; От 16 до 18 лет. На первом этапе голоса мальчиков и девочек однородны имеют виды мужских голосов фальцетный характер с очень узким в пределах квинты диапазоном. С семи лет в голосовых складках ребёнка начинается формирование специальных вокальных мышц, которое полностью заканчивается к 12 годам. Голоса мальчиков и девочек в этом возрасте практически однородны — в основном это дисканты. Звучанию свойственно головное резонирование, лёгкий фальцет, виды мужских голосов котором вибрируют только края связок. Тембр неровен, гласные звучат пёстро. Диапазон виды мужских голосов пределах октавы: от «ре» первой до «ре» второй октавы. Стулова на основании изучения результатов ряда исследований и специальных наблюдений вывела усредненные данные зоны примарного звучания певческого голоса ребенка от его рождения до 12 лет. Согласно этому графику, значение средней высоты виды мужских голосов меняется с возрастом в пределах квинты «ре-ля» первой октавы. Понижение голоса в возрасте от рождения до виды мужских голосов лет, исследователь связывает со становлением речевой функции и отсутствием целенаправленного вокального воспитания. Стулова, с началом обучения пению в детском саду или при спонтанном пении центр голоса детей повышается. Возраст от 11 до 13 лет с точки зрения физиологии голоса определяют обычно как предмутационный период. В связи с развитием грудной клетки, лёгких и более глубокого дыхания в голосах детей к 11 годам появляются оттенки грудного звучания с большей полнотой и насыщенностью. В их певческом диапазоне появляются три регистра: головной, смешанный микстовый и грудной. У девочек преобладает звучание головного регистра, у мальчиков — грудного. Основную же часть диапазона составляет центральный регистр, для которого характерен смешанный тип звукообразования. Голоса девочек, не различаясь существенно по окраске, делятся по диапазону: сопрано чаще всего имеют диапазон от «до» первой до «фа-соль» второй октавы, альты — от «ля-соль» малой октавы до «ре-ми» второй. Тембровое различие голосов мальчиков более ощутимо. Лёгкие и виды мужских голосов дисканты имеют диапазон от «ре» первой до «фа» второй октавы; более плотные альты — диапазон «си» малой — «до» второй октавы. От 12 до 15 лет в связи с половым созреванием детские виды мужских голосов претерпевают переходный мутационный период, продолжительность которого может быть различной — от нескольких месяцев до нескольких лет. В период мутации пение следует по возможности ограничить. К виды мужских голосов годам мутация заканчивается. В этом возрасте, который обычно определяют как виды мужских голосов, организм окончательно формируется. Голоса девочек обретают полноценное звучание женского голоса: они становятся более сильными, богатыми по тембру, широкими по диапазону. Голоса мальчиков, снизившись за время мутации на октаву, приобретают полутораоктавный диапазон натурального грудного звучания, сохраняя одновременно фальцетные возможности для верхнего участка диапазона выше переходных нот. Диапазоны голосов в этой возрастной категории: виды мужских голосов — «до» первой — «соль-ля бемоль» второй октавы; альты — «ля» малой — «ре» второй октавы; юноши — «си» большой — «до-ми» первой октавы. Партия тенора, как правило, пишется в скрипичном ключе, звучит же октавой ниже написанного. Однако в хоровой литературе партия тенора иногда пишется и в басовом ключе.




Андрей Курочкин

Эти особенности развития голоса связаны с физиологией наших связок голосовых складок.